Отбившиеся от стаи

Беспризорники – позор развитого индустриального города 

Все млекопитающие на этой планете заботятся о своих детях. Неумолимый инстинкт настойчиво призывает зверей не оставлять детенышей, так как от этого зависит выживание стаи, популяции, вида. Человек, как высшее млекопитающее, должен был взять от своей колыбели – животного мира, основополагающие принципы существования. Но где-то процесс эволюции дал сбой. И к ничьим детям на улице мы относимся спокойно. Избегаем смотреть им в глаза. Отталкиваем протянутые за подаянием ручонки. И даже в тепле кухонь или, что еще лучше, властных кабинетов, строим людоедские теории об «очищении социумов от деклассированных элементов». На самом же деле прячем голову в словесный песок. Позорно, как для высшего существа.           

Сережа убежал из дома, когда в очередной раз пьяный отец толкнул его, да так, что одиннадцатилетний мальчик ударился лбом о дверной косяк и чуть не потерял сознание. Потом он выбежал во двор, чтобы, как обычно, переночевать в сарае, переждать пьяную бурю. Но вместо этого, схватил заготовленный заранее рюкзачок, с которым ходил в школу, и пошел на станцию. В Запорожье живет уже больше года, подрос, приобрел авторитет. Теперь верховодит стайкой таких же оборванцев, промышляющих в Старой части. В холода кого-то из этой компании видят прохожие у Вечного огня. На вопросы о школе и родителях Сережа не отвечает. У него другая жизнь, в которой ничего этого нет, только борьба за выживание и расчет только на себя. Глаза у него не злые. Просто очень взрослые.           

Пьянство родителей и жестокое обращение – главные причина побегов из дома. Работники областной Службы по делам несовершеннолетних рассказывают такие истории, от которых волосы шевелятся на голове. Предела гнусности человеческих поступков нет предела. Особенно, когда эти поступки можно совершать по отношению к слабому, беззащитному существу. Избиения, издевательства, лишение свободы (закрывание в комнатах, чуланах, приковывание или привязывание к батарее или кровати), насилие (порою даже сексуальное) – вот основные мотивы страшных рассказов брошенных детей о себе. О словесных оскорблениях и унижениях они говорят с пренебрежением – это для хлюпиков. Но и их немало.

 Но не только страшная судьба выгоняет детей из дома и сгоняет в стаи. Есть среди встречающихся нам на улицах беспризорников и те, чьи родители живы-здоровы, и возможно даже ищут их. Этих детей позвал в дорогу дух романтики, жажда свободы, желание попытать счастья на чужбине (как правило, из-за беспросветной нищеты), и, в конце концов, боязнь наказания за провинности. Такие дети испытывают в жестоком мире улицы особенные страдания, поскольку знают, что у них есть дом и в нем все относительно в порядке, но не могут в силу тех или иных причин вернуться к нормальной жизни.

 Есть еще две категории «гуляющих» детей. Это «профессиональные» попрошайки, которые каждый день собирают «выручку» милостыни на пропой (или пропитание) своим родителям, и те, которые потеряли с семьей всякую связь. Они живут дома, но не ходят в школу, проводя все время на улице, примыкая к себе подобным и постепенно отдаляясь от общества.

 Каждый год в августе-сентябре социальные службы, представители власти, волонтеры проводят рейды с целью обнаружить как можно больше беспризорников и усадить их за парты, либо определить в приюты в преддверии осени и зимы. В прошлом году, в области, например, за парты вернулись около 500 детей. Это серьезный успех в борьбе против беспризорности, но, как признаются специалисты, все равно полумера.

От слова «беспризорник» в нашем сознании расцветает неприглядный букет ассоциаций: война, лохмотья, голод, вши, тиф, воровство. Беспризорники сопровождают человечество на протяжении тысяч лет. И в литературе новой истории мы постоянно натыкаемся на нескончаемую галерею образов. Гаврош Виктора Гюго, обитатели мрачных миров Гиляровского и Максима Горького, «Республика ШКИД», послевоенная безотцовщина, беспризорщина перестроечного времени, воспетая модными писателями нового времени – создается впечатление, что эту армию не победить. Но сейчас, когда на дворе век, в котором скоро начнут промышленно производить людей с заданными качествами и побеждать неизлечимые болезни, дети, греющиеся у ритуальных огней монументов выглядят иной формой жизни. Город-труженик, обладающий таким финансовым потенциалом не может накормить и приютить своих несовершеннолетних граждан. Позорное и абсурдное явление!

Таких бойких мальчиков, как наш Сережа, на улице ждет немало опасностей. В первую очередь – холод и болезни. И главный враг юного мозга – клей. Подорванное здоровье маленьких токсикоманов, недостаточное питание, отсутствие ухода, открывает широкую дверь для самых различных болезней. Дети болеют сами, заражают друг друга и переносят заболевания на большие расстояния. Ведь Запорожье является своего рода перевалочным пунктом миграции беспризорников на юг. Словно коршуны вокруг малолетних изгоев кружатся разных мастей преступники. Из беззащитных детей сколачивают группы по выпрашиванию милостыни, учат ремеслу карманников, используют для квартирных краж. В случае чего — малолетка неподсуден. 

Мальчиков постарше ожидает еще одна страшная опасность – сексуальное насилие. В каждом мегаполисе хватает моральных уродов, готовых к насилию над детьми. Тем более, что они без роду без племени – никто и не хватится. О девочках-беспризорниках и говорить не приходится. Со временем они пополняют ряды армии жриц любви. После пары лет пребывания на улице обитатели подвалов и теплотрасс становятся законченными антисоциальными элементами и сами несут угрозу для общества. Выправить такую израненную душу крайне тяжело.

Поскольку власть не спешит решать эту проблему, по крайней мере, в принимаемых ныне законах вместе с положительными сдвигами, существуют и пункты, вызывающие немало вопросов, в частности в области усыновления (единственного способа вернуть беспризорников в общество полноценными людьми), работники социальных служб, приютов, просто неравнодушные люди пытаются помочь детям, попавшим в большую беду. Но их усилий недостаточно. Каждый из нас тоже может помочь, особенно сейчас, зимой ,когда беспризорным детям особенно трудно. Вот несколько советов от специалистов программы «Врачи без границ»:

Для начала нужно наладить контакт с ребенком, чтобы он стал вам доверять и всё-таки рассказал свою историю. Только после этого можно попытаться чем-то ему помочь. Если ребенок ушел на улицу (а уходят не только из детских домов, но и от родителей), значит, он считает, что на улице ему будет лучше.

Конечно, задача социального работника (и любого неравнодушного человека) — увести его с улицы. Но это нельзя сделать силой. Он снова убежит и из дома, и из приюта. Мы не поощряем и не одобряем его выбор, но мы принимаем его таким, какой он есть. И только через добро, через любовь, вставая на его позицию, глядя на жизнь его, детскими, глазами, мы можем попытаться изменить его представления о жизни, чтобы он подсознательно сам решил, что жизнь на улице бесперспективна.

Но если ребенок «успел» пожить на улице, он в каждом взрослом видит угрозу своей «свободе». И так просто он вам не откроется. Если же вы начнете разговор с поучений, он замкнется окончательно. Ведь он как раз от нотаций и убежал. Единственное, что можно и нужно сделать — проинформировать его о последствиях жизни на улице, об опасностях, которые его там подстерегают на каждом шагу — прежде всего о бандитах и педофилах. Но именно проинформировать, а не угрожать и не запугивать. Также надо рассказать ему, что в приютах не так плохо, там работают нормальные люди, не желающие ему зла.

Если это домашний ребенок, скажите, что вы можете позвонить его родителям, переговорить с ними. Ведь некоторые дети уходят на улицу только из страха перед родителями. Если взрослый, не угрожая и не назидая, предлагает такому ребенку свое посредничество и в какой-то степени заступничество, ребенку уже легче.

К каждому ребенку, ушедшему на улицу, нужно искать свой подход. Но одно необходимо — полюбить и понять этого ребенка. Иначе лучше и не пытаться ему помочь.

Будем надеяться, что найдутся неравнодушные к судьбе неприкаянных детей и вообще, нашего города люди, которые, обладая большими, чем каждый из нас возможности, помогут совершить сдвиг в положительную сторону. Но и мы, запорожцы, не можем оставаться в стороне. Ведь мы – венец мироздания, по крайней мере так принято считать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *